Как помочь ребенку стать уверенным в себе: 5 ошибок, которые никогда нельзя совершать

Содержание:

Развитие навыков коммуникации

Уверенность формируется при взаимодействии с окружающими людьми. Родителям необходимо научить ребенка выражать свои чувства и желания. Застенчивость способствует тому, что детки следуют за чужим мнением потому, что не умеют озвучивать свои потребности. Обучайте навыкам общения. Для этого подойдут сюжетно-ролевые игры, где каждый может играть главную роль.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка защищать себя в компании сверстников?

Нельзя сравнивать людей, тем более не в пользу вашего чада. Так можно привить малышу комплекс неполноценности. Нужно поддерживать. Малыш должен знать: родитель придет на помощь в сложной ситуации, если это понадобится.

Право быть собой. Некоторые взрослые хотят, чтобы их малыши были какими-то. Смелыми, лидерами, харизматами и др. Попытки воспитать деток такими, как мечтают родители, чреваты негативными последствиями

Важно ценить в отпрысках их природные задатки, иначе это подорвет их уверенность в себе. Понимайте потребности малыша и его личность.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как воспитать ребенка лидером и развить в нем лидерство?

Необходимо развивать те задатки, которые есть у малыша. Занятия не должны проходить в принудительной форме, иначе это не принесет удовольствия и пользы. Нужно проявлять любовь: говорить, показывать действиями, тогда малыш сможет любить себя, ощутит безопасность.

Необходимость границ и важность наград

Воспитывать малыша, регулярно его балуя, невозможно. Развиваться стремится только тот, кому чего-то недостает. Если дитя заваливать подарками и похвалой, то его мотивация к обучению и развитию падет до нуля. В любом возрасте дети постепенно нуждаются в том, чтобы им были поставлены определенные требования. Ребенок, который может управлять родителем, формирует только зависимость от него и от определенных условий. Родитель должен позволять детям многое, но при этом выдвигать конкретные разумные требования. Например, надевать шапку в зимний день, не переходить дорогу в неположенном месте и пр.

Крики и угрозы для любого существа будут неприятны и будут выбивать из колеи. Дети, кроме всего прочего, нуждаются и в похвале. Если у малыша что-то получилось впервые, удалось выступление, в первый раз он завязал шнурки, выучил первые буквы, научился считать, убрал игрушки — все это можно позитивно отметить. Другое дело, что необходимо избегать перехваливать. При всем уважении к выученным цифрам закатывать пир горой из-за этого не нужно. Похвала должна быть одновременно искренней и умеренной. Суть ее заключается в том, чтобы ребенок начал гордиться своими достижениями и успехами, ценил свой ум и понимал, что для родителей его хорошие поступки важны и приятны.

Почему самооценка имеет значение

Дети, которые чувствуют себя хорошо, имеют уверенность, чтобы попробовать что-то новое. Они с большей вероятностью будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что они могут сделать. Самоуважение помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям повторить попытку, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.

Подростки с высокой самооценкой смогут:

  • действовать независимо;
  • сможет взять на себя ответственность;
  • терпеть разочарование;
  • пытаться решать новые задачи;
  • справляться с положительными и отрицательными эмоциями;
  • сможет предлагать помощь другим.

Советы и рекомендации психологов

По мнению специалистов, очень важно соблюдать такие правила при воспитании детей:

Выражать недовольство можно относительно совершенных действий, а не личности ребенка. Он должен быть всегда уверен, что любим.
Нельзя переносить собственные страхи на ребенка

Если ваше чудо хочет заняться скалолазанием, а вам страшно и на горку его отпустить, так как вы боитесь высоты – лучше отдайте его в руки профессионалов, которые обучат необходимому и обезопасят.
Важно дать ребенку обязанности, которые будет выполнять лично он, давая ему осознать чувство ответственности. Решая определенные трудности, он будет находить все новые и новые методы решения различных ситуаций, структурировать свое время, чтобы успеть все желаемое и понимать, что необходимо сделать для получения результата.

Личные границы

С каждым годом дети получают все больше самостоятельности. Это нельзя запрещать. Конечно, должны быть правила: всегда одевать шапку, когда холодно или брать с собой зонтик, если намечается дождь. А выбор одежды, например, ребенок делает самостоятельно. Должна быть система с четкими правилами: что ребенок может делать, а что ему пока запрещено. Например, гулять вечером разрешается только с родителями, а вот днем, возле дома, можно играть с друзьями, но не бегать к дороге.

Наличие четких правил поможет стать уверенным в своих силах, будет способствовать полноценному, всестороннему развитию психики.

Как воспитывать мальчика без отца

Вопреки расхожему мнению мальчик, воспитанный женщинами, не обязательно вырастет рохлей и размазней. Утверждение, что мальчишка, воспитывающийся без отца, вырастет неполноценным мужчиной, в корне неверно и, скорее, воздействует на матерей-одиночек в качестве самореализующегося прогноза. Гораздо хуже, когда воспитание малышей происходит в семье, где папа алкоголик, где царят постоянные ссоры и недопонимания, где отец подымают руку на мать и т.д. Неполные семьи, прежде всего, это те, в которых дефицит родительской любви и недостаток внимания.

Семья, где сына воспитывает одна женщина, имеет, естественно, определенные проблемы и сложности, но все же она лучше, нежели расти детям в казенных учреждениях.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной — советы психологов

В первую очередь, даже в отсутствии отца, который является в мальчишеской жизни образцом мужского поведения, такой пример для подражания должен иметься

С этой целью можно использовать дядю, дедушку, тренера, преподавателя, отважного мультипликационного героя и др. Также рекомендуется отдать кроху на так называемый «мужской» вид спорта

Таким образом, чем большее количество особ мужского пола будет неизменно присутствовать в его жизни, тем лучше.

Мамам необходимо следить и за собственным отношением к сильному полу. Не следует оскорблять мужчин в присутствии малышей, также в окружении мужчин мама не должна ощущать неловкость, агрессию, неудобство. Ведь чадо может почувствовать это, вследствие чего у него появятся смешанные чувства, вызванные несоответствием материнского отношения к нему и окружающим мужчинам, результатом которого будет непонимание и внутренний конфликт.

Как воспитывать мальчика самой женщине? При воспитании крохи без отца не рекомендуется пытаться компенсировать ему отсутствие мужского внимания, ценой чрезмерного «сюсюканья» или исполнения любых его прихотей. Самым верным решением будет приучение сынишки с раннего возраста к самостоятельности. Если у мальчугана что-то не вышло с первого раза, то не нужно незамедлительно бежать на помощь к нему, лучше предложить ему попробовать повторить собственные действия.

Также мамам рекомендуется чаще занимать позицию «слабой женщины» при общении с крохой. Другими словами, женщина в воспитании сынишки должна не забывать о своей природе и быть ласковой с ним, заботливым и любящим родителем, а не волшебником, который может решить абсолютно все мальчишечьи проблемы, лишая кроху возможности самому пытаться справляться с трудностями. Также подобное поведение поможет развить в сыне умение сочувствовать, жалеть и сопереживать, и учит его быть заботливым, предупредительным, сильным мужчиной.

Кроме этого, необходимо часто хвалить ребенка и говорить ему фразы, следующего содержания: «ты мой защитник», «у тебя обязательно все получится!» и т.д. Ведь для мальчишки, растущего без отца, подобная похвала обладает особым значением. Таким поведением женщины подкрепляют значимость мальчика в глазах его мамы.

Таким образом, женщинам, интересующимся вопросом, как из мальчика воспитать мужчину, с одной стороны нужно быть женственной и слабой, ну а с другой – слыть уверенной и сильной духом личностью. Матерям, воспитывающим сыновей без отцов, не следует стараться совместить в себе женскую и мужскую роль, нужно всего-навсего оставаться собой. Также не рекомендуется играть перед сыном роль жертвы обстоятельств.

Воспитание мальчика, будущего настоящего мужчины, не нужно воспринимать в качестве обязанности или жизненной повинности. Вследствие вышесказанного, мальчик, воспитанный женщинами для того, чтобы стать настоящим мужчиной имеет все предпосылки.

Развития уверенности у мальчиков

В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль отца семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую работу, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.

Когда взрослые относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними плохо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих достоинств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Что такое ассертивность

Ассертивность — это набор «мягких навыков», который помогает в общении с другими людьми. Есть и другое определение: по мнению американского психотерапевта Мануэля Смита, ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, регулировать своё поведение и отвечать за него.

Ассертивный человек умеет: 

  • выражать свою точку зрения и убеждения, а также менять их с течением времени;
  • отстаивать позицию; 
  • отказывать; 
  • признавать, что не понимает чего-либо; 
  • быть самим собой и не подстраиваться под других; 
  • рассчитывать, что его будут слушать и воспринимать серьёзно; 
  • не бояться делать ошибки; 
  • быть ответственным за свою жизнь. 

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Черты уверенного человека:

  • проявление положительных эмоций при новых знакомствах;
  • долговременные дружеские связи;
  • спокойная манера поведения;
  • адекватная реакция на критические замечания со стороны взрослых, сверстников;
  • спокойное признание успеха другого человека, принятие собственных неудач;
  • самоуважение, понимание своих прав, способность отстоять их перед ровесниками и взрослыми;
  • настойчивость, целеустремлённость;
  • наличие собственного мнения, отсутствие «стадного» инстинкта.

Анализируя, детально разбирая поведение человека в разных ситуациях, можно понять слабые и сильные стороны характера.

Когда ребенок только кажется уверенным в себе

Есть дети, которые кажутся уверенными в себе, но такими не являются. Эти дети скованы сильным панцирем психологической защиты от уязвимых чувств. Кажется, что они знают, чего хотят. Очень вежливы, сдержаны, уважительны, все понимают. Умеют постоять за себя, непривычно рассуждают как взрослые. Вас не покидает ощущение, что эти дети слишком взрослые для их возраста.

Но одного лишь проницательного взгляда хватит, чтобы понять- эти дети настолько глубоко спрятали свои нежные, уязвимые чувства от мира…Они всеми силами избегают, чтобы кто-то увидел их слезы, смущение, стыд, радостное волнение, заинтересованность или трогательную заботу. Уверенность в себе для них как синоним выживания. Обратная сторона – они никому не доверяют, не открывают сердце, не делятся наболевшим. Им сложно быть просто детьми, со своими мыслями, импульсами, кривляньями, естественностью, растерянными чувствами, доверять заботу о себе любимым взрослым. Вместо этого такие мнимые уверенные дети постоянно сканируют пространство и всегда находятся в состоянии внутренней тревожности и боевой готовности.

На них очень сложно влиять, не потому, что нужно подбирать подход. А потому, что для таких детей они сами- самый главный авторитет. Часто такие дети становятся во главе компании, возглавляют травлю в школе, являются лидерами, подчиняя себе остальных.

Истинная уверенность в себе не имеет ничего общего с уверенностью, завязанной на защитах уязвимых чувств.

Воспитываем в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

Родители должны полноценно подготовить малыша к взрослой жизни, для этого его нужно научить общаться с людьми и отстаивать собственное мнение

Воспитание смелости и решительности является необходимым воспитательным элементом, которому следует уделить особое внимание

Как понять уверен ли в себе ваш ребенок

Чтобы выяснить, насколько необходимо воспитание  у ребенка смелости, следует понаблюдать за поведением малыша с взрослыми людьми и сверстниками. Если его самооценка всегда занижена, он опасается вступать в контакт и отстаивать свои интересы, придется принимать меры, чтобы воспитать в ребенке уверенность.

Откуда появляется неуверенность

Каждый родитель должен уделять достаточно времени воспитанию уверенного в себе малыша. Для этого необходимо быть помощником в решении проблем, но не избавлять ребенка от них полностью. Если мама и папа лишают свое чадо возможности действовать самостоятельно, то это вызывает инфантильность  и не дает стать уверенным в своих силах. Ребенок, не умеющий ставить задачи и достигать своих целей, не сможет полноценно в будущем реализовать свои природные задатки.

Правило №2

Второй способ воспитывать уверенность в своем ребенке – это, конечно, осанка. Делайте все что угодно, говорите все что угодно, играйте в игры, но сделайте так, чтобы ваш ребенок выходил из дома с прямой спиной, с расправленными плечами и приподнятым подбородком. Это намного важнее, чем вы можете себе представить.

Ваш ребенок должен идти походкой благородного, абсолютно уверенного человека. Походкой победителя, Наполеона, Цезаря. Через осанку мы серьезным образом влияем на свое подсознание, на внутренний мир. Кроме того, наша осанка напрямую влияет на результаты общения нашего ребенка с другими детьми, другими взрослыми.

Это очень важно, чтобы другие люди увидели в вашем ребенке уверенного человека. И чтобы они признали в нем абсолютно необычную, сильную личность

Такого человека, перед которым открываются все двери как в бизнесе, так и в личной жизни – в любом направлении.

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова — просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Как и когда самооценка формируется

Формирование человека, как личности происходит ещё в совсем юные годы. Часто определённые черты характера родители начинают замечать у своих детей задолго, до того, как те начинают говорить.

К концу первого года ребенок чувствует отношение к нему окружающих людей. Если окружающий мир не перенасыщен раздражителями – никто не кричит, малыш чувствует себя комфортно. Дефицит ласки и внимания развивают в ребёнке чувство отчуждения, что не способствует зарождению адекватной самооценки.

В период раннего детства – от года до четырёх лет, ребенок проходит важный этап своей жизни. Возникают первые представления о себе и своей внешности.

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится.

К пяти годам, как правило, характер начинает проявляться «во всю». К этому же времени самооценка у детей формируется до уровня, присущего взрослому человеку. К этому же времени у ребёнка появляются первые страхи и психологические барьеры. В общении с людьми, в решении каких-то ситуационных задач. Умение преодолевать эти проблемы и формирует самооценку и уверенность в себе. Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Дошкольный период условно расценивается как первый этап формирования самооценки. Ребёнок в это время ограничен рамками общения со взрослыми, окружающими его, как правило, это родители. В основном только они оказывают внешнее влияние на формирование самооценки.

Отсутствие тесного общения с ровесниками, не даёт до конца понять, в чём он действительно хорош, а в чём не очень. Поэтому слегка завышенная самооценка у ребёнка в первом классе школы – это просто особенность возраста.

Придя в школу, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими ровесниками. Их отзывы, понижают уровень его оценки самого себя.

Уверенность через игру

Уверенность ребенка в себе — это знание им себя. И оно приходит к ребенку в том числе и через игру. Но речь идет не про стандартные игры с друзьями или родителями.

Речь об игре, в которой ребенок нащупывает, узнает, открывает себя, как личность. В такие игры ребенок всегда играет в одиночку. Не потому, что не с кем играть, а потому, что ему никто и не нужен. Замечайте эти моменты, когда ребенок играет сам.

Игра- это не работа и не результат труда. В такой одиночной игре почти нет никаких ожиданий и жестких рамок и заранее известного финала, когда ребенок боится проиграть. А значит, в ней все может быть, все может случиться. Слабый может быть сильным, маленький- большим, плакса- мужественным воином. Все понарошку, кроме эмоций, которые эти роли вызывают. Эмоции правдивые, они заставляют мозг ребенка поверить в происходящее, свои умения, мужество, смелость, достижение результата и присвоить это хороший опыт себе.

Вот игровые площадки, где ребенок может узнать себя лучше, понять себя, услышать свой внутренний голос.

  • Юмор
  • Рисование
  • Танец
  • Театр
  • Музыка
  • Пение

Хорошо, что эти игры нельзя положить на полку. Они возникают по задумке природы, когда у ребенка есть свободное время, пространство и свобода не беспокоиться о близких отношениях с родителями. Максимально поощряйте ребенка, когда он играет в подобные игры. Наблюдайте и радуйтесь, что ребенок узнает себя таким способом, чтобы стать уверенным- я себя знаю!

Рекомендации: как воспитать из ребенка успешного взрослого

  1. Если хотите что-либо изменить в ребенке – начинайте с себя. Помните, дети копируют родителей.
  2. Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи.
  3. Говорите малышу, что полезно, а не о том, что нельзя делать.
  4. Составляйте с ребенком короткие формулы внушения типа: «Я лучший», «Я успешный».
  5. Учите заменять негативные мысли позитивными. Если малыш не умеет красиво петь, скажите ему: «Зато ты отлично рисуешь!».
  6. Чаще говорите крохе, как вы его любите, что вы в него верите.
  7. Поддерживайте все начинания ребенка, даже если они покажутся вам странными.
  8. Старайтесь всегда быть объективными по отношению к разным поступкам своего ребенка.

Неуверенные в себе дети – это диагноз?

А как проявляют себя неуверенные в себе дети? Основные черты характера – малая общительность, безынициативность. Им очень трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Часто от них можно услышать «У меня не никогда это не получится», « Я не смогу», « Я не знаю». У них всегда есть оправдание невыполненной работе: нехватка времени, неумение, непонимание чего-то.

Внешне неуверенный ребенок выглядит замкнутым, малообщительным, стеснительным. В то же время такие дети проявляют неоправданное упрямство. Как правило, в основе такого поведения лежат отрицательные эмоциональные переживания по поводу своей неполноценности в глазах окружающих.

 Неправильное воспитание может проявляться в постоянном сравнении ребенка с другими. При этом подчеркиваются ошибки, и принижается его личность. Растущий в постоянной критике и упреках до 8 лет он успевает сформировать в себе комплекс неполноценности. В дальнейшем он перестает выражать свое собственное мнение, а становится моральным « флюгером» — куда подуло, туда он и поворачивается. Такая тенденция в поведении очень опасна, так как может привести человека в более взрослом возрасте в плохие компании и на « скользкую дорожку».

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Чтобы воспитать в ребенке уверенность, родителям потребуется приложить немало усилий. Для этого нужно учиться видеть недостатки характера и преодолевать их. Не стоит постоянно хвалить малыша за те действия и навыки, которые являются его непосредственной обязанностью.

Поощряться должны только достижения, к которым приложены немалые усилия и творческие способности.

Как привить ребенку уверенность в себе через игру

Игра является наиболее органичным и естественным методом в воспитании смелости, этот способ возможно использовать для детей любого возраста. Ролевые ситуации способны привить ребенку навыки решения проблем с наиболее продуктивным результатом. В дальнейшем проигранные модели станут образцом для поведения в коллективе. Для этого необходимо создать конфликтную ситуацию и совместно найти пути выхода из нее. Научите малыша пытаться найти решение самостоятельно, так он приобретет необходимые навыки решения конфликтов.

Как вырастить уверенного в себе ребенка позволяя ему делать ошибки

Для будущих лидеров очень важно принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках. Только через приобретенный опыт возможно понимание целесообразности различных действий

 Родителям, воспитывающим детей, привить самоуверенность можно только позволяя им действовать самостоятельно.

Разумный контроль со стороны взрослых поможет избежать травм и неприятных ситуаций, а малыш путем проб и ошибок поймет, что можно делать и чего следует избегать.

Хвалите ребенка за старания

Похвала со стороны родителей всегда стимулирует малыша быть еще лучше. Но многие мамы чрезмерно используют подобное поощрение, что приводит к неадекватной оценке способностей ребенка.

Ребенок должен обязательно получить похвалу за свои действия, если он старался и приложил максимум усилий для их выполнения. Оценено должно быть все, что не является обязанностью, а совершено по собственной инициативе. Поощрение обязательно должно быть объективным, следует избегать формирования у малыша как завышенной, так и заниженной самооценки.

Позволяйте ребенку решать мелкие проблемы самостоятельно, а сложные совместно

Для того, чтобы успешно решить проблему как развить у ребенка уверенность в себе, необходимо позволять ему самостоятельно решать проблемы. Вполне возможно, что с незначительными трудностями он справится сам, малыша нельзя лишать инициативы.

Для того, чтобы чадо чувствовало себя в безопасности, родители должны быть готовы в любой момент его поддержать. В процессе решения сложных задач между родителями и детьми растет и укрепляется взаимопонимание.

  Воспитывайте оптимизм

Оптимистический настрой очень важен для формирования уверенной в себе личности

Даже если у малыша что-то не получается в данный момент, необходимо акцентировать внимание на уже существующих достижениях и планировать новые в будущем. Совместно с ребенком необходимо создавать образы достигнутого и планировать действия для получения положительного результата

Следует предупредить малыша, что не всегда задуманное получается с первого раза.

Никогда не критикуйте

Критика способна подорвать веру ребенка в свои возможности и силы. Поэтому постоянные одергивания и замечания, способны полностью заблокировать инициативу и желание действовать.

Особенно вредна для формирования самооценки критика при посторонних людях. Если возникает необходимость указать на ошибки, это следует делать тактично, не задевая достоинство ребенка. Необходимо совместно выяснить причину ошибочного поведения и наметить пути исправления ситуации.

Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, указывая на недостатки. Каждая личность индивидуальна и обладает своим набором положительных и отрицательных качеств

Целесообразно сравнивать малыша в прошлом и настоящем, акцентируя внимание на достижениях и новых умениях

Воспитывайте целеустремленность

Очень важно для лидера уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Ребенок, который знает свои достоинства и то, чему он должен научиться, обязательно достигнет успеха

Нужно вести дневник достижений и целей, в который записываются поставленные задачи. Малышу в ведении записей должны помогать родители, а старшие ребята смогут вести дневник самостоятельно.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Ребенку важно постоянно развиваться и осваивать новые умения и навыки. Для этого он должен делать не только то, что у него хорошо получается, но и постоянно учиться новому

Если сначала малыш будет испытывать трудности, вместо того, чтобы критиковать и подтрунивать, придите на помощь советом. Поддержка старших способна приободрить и вдохновить на достижения и борьбу со страхами.

Важные моменты, которые нужно учитывать в воспитании уверенного ребенка

Проводить через процесс принятия того, что нельзя изменить, через адаптацию.

Один из самых важных моментов в воспитании, влияющий на уверенность в себе- это умение ребенка проходить через тщетность получить желаемое. Родителям нужно всячески помогать детям на этом пути.

Потому что каждый раз, когда ребенок сталкивается с преградой: папа не дал планшет, мама не разрешила еще погулять, бабушка настояла сварить манку вместо овсянки- мозг ребенка тренируется принимать «удары судьбы»

Очень важно сталкивать мозг ребенка с пониманием, что небо не упало на голову, я прошел через боль и страдание, что не дали конфету и… выжил! Так тренируется жизнестойкость и такого ребенка жизнь не сметет. Он сможет, опираясь на предыдущий опыт своих неудач, собрать себя заново, опереться на свои силы и идти дальше жить.       

Взращивать чувство собственного достоинства ребенка.

Начинать нужно с того, чтобы минимизировать наказания в жизни ребенка. Учиться влиять на него без физической силы. Потому что наказания лишают чувство собственного достоинства, возможности проявится и окрепнуть

Чтобы глубже понять, почему это так важно, найдите ответ на вопрос: «Вы когда- нибудь встречали уверенного человека, в котором не чувствуется достоинства?»

Учите ребенка признавать ошибки. Делать выводы. Действовать иначе.

В этом случае пользуйтесь правилом «Ошибки делать не страшно. Страшно не признавать своих ошибок». Можно играть с ребенком в игру «Кто больше ошибок наделает в слове».

Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему простую формулу «Сделал ошибку- сделал вывод- сделал иначе». И проводите ребенка через эту формулу на любой ошибке. Учите ребенка опираться на себя, исправляя, делая по- другому. Это важная тренировка поможет детям в будущем не застревать на каждом этапе, но знать, что ошибки исправляются и это делать не страшно и не стыдно.

Главная задача родителей в воспитании уверенного в себе ребенка- это поселить внутрь него одну простую мысль, которую никто никогда у него не отнимет: «У меня есть я. И я справлюсь!»

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Что нужно знать родителям

Многие родители озадачены вопросами, как формировать самооценку у ребенка, что им для этого нужно делать.

Самовосприятие можно назвать показателем любви к себе. Нельзя оценивать себя высоко без достаточной любви к самому себе.

Самооценка настолько значимый показатель, что можно с уверенностью сказать — от неё зависит то, как сложится жизнь человека. Нельзя добиться успеха в жизни не веря в свои силы. Основы самооценки закладываются в детстве, но со временем она может подлежать коррекции.

Формирование самооценки у детей родителям лучше начать с себя. Ведь именно родители закладываем основу самооценки ребенка. И какая она будет зависит во многом от родителей.

Отсутствие базовых знаний у родителей в этом вопросе, сказывается на самооценке, которая формируется у их детей, они вырастают неуверенными в себе. Как правильно сформировать? И если уже сформировалась заниженная — как поднять самооценку у ребенка? С чего родителям нужно начинать.

Как придать ребенку уверенности в себе: воспитание через игру

Развитию в ребенке уверенности в своих силах всегда помогут игры и игровые упражнения. Ниже предложены примеры самых эффективных из них.

«Мое красивое имя»

Имя малышу вы выбирали с любовью, пусть он носит его уверенно, гордится им. Если ребенок уже знает буквы, пусть напишет свое имя крупными буквами на альбомном листе (поверните лист, словно это страница в книге), если еще не освоил чтение, напишите вы. И расшифруйте каждую букву, напишите хорошие качества характера малыша. Вам ведь известно выражение «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»?

Например, так:

  • А — активный
  • Л — любознательный
  • Е — естественный
  • К — красноречивый
  • С — справедливый
  • А — аккуратный
  • Н — настойчивый
  • Д — добрый
  • Р — решительный

А малыш пусть украсит этот листок, как захочет и повесит над своей кроваткой. Каждое утро «расшифрованное имя» будет напоминать крохе, какой он замечательный.

«Плакат уверенности»

Такое «наглядное пособие» совершенно необходимо ребенку, который сомневается в своих силах. Возьмите большой лист бумаги, поделите его на две части. Первый «столбик» назовите «Уже могу!», второй «пока еще не умею». Вместе с малышом обсудите, и запишите на плакате все умения, которые вы считаете важными, распределив их по столбикам. Время от времени проверяйте, не пора ли вычеркнуть что-нибудь из второго столбика и записать в первый. Почаще говорите ребенку, что он молодец, быстро учится что-то делать и у него получается: «Видишь, ты не мог зашнуровать ботинки, а теперь сам справляешься! Пора записать твое умение в первый столбик!» И дайте в руки малышу красный карандаш, чтобы он вычеркнул из «неумелого столбика» освоенное действие. Эта игра поможет вырастить уверенного в себе ребенка, ведь, как показывает практика, осваивая новые навыки, у малыша очень повышается самооценка.

Почему ребенок растет неуверенным в себе

Уверенность в себе является важной психологической чертой, определяющей поведение и уровень социального благополучия человека. Адекватная самооценка позволяет индивиду быть уверенным в своих способностях и жизненных выборах

Внутренняя уверенность требуется во всех аспектах жизни, включая обучение, работу и поддержание семейных отношений. Если самооценка снижается, качество жизни ухудшается. Человека постоянно мучают сомнения, заставляющие отказываться от активных действий. Появляются серьезные внутренние противоречия, комплексы и страхи.

Недостаточная уверенность в себе представляет собой распространенное явление у детей. С точки зрения психологии и психиатрии это состояние не является патологическим. Период созревания характеризуется постоянным воздействием внутренних и внешних стрессовых факторов. Дети начинают привыкать к социальной жизни

В сознании формируются представления о важности выбора, последствиях, добре и зле. Из-за отсутствия жизненного опыта дети не всегда могут самостоятельно справляться с трудностями

Низкая самооценка не всегда является нормой. Иногда период стрессового воздействия становится слишком продолжительным, из-за чего нарушается адаптация психики к негативным внешним воздействиям. В этом случае отсутствие самоуверенности закрепляется и сохраняется в течение жизни. Родители и педагоги должны вовремя заметить ранние признаки этого состояния, поскольку меры необходимо предпринимать как можно раньше. Сохранение такой проблемы в подростковом и взрослом возрасте потребует длительной психологической реабилитации.

Что в итоге

Ассертивность — это комплекс навыков, который помогает человеку не зависеть от чужих оценок, высказывать собственное мнение, выражать несогласие и нести ответственность за свои поступки и жизнь в целом.

Чтобы развить их у ребёнка: 

  • воспитывайте его самостоятельным;
  • разрешайте не соглашаться;
  • валидируйте страх;
  • объясните, что взрослые тоже бывают не правы;
  • укрепляйте самооценку;
  • воспринимайте его как ассертивную личность. 

Ассертивность прорабатывается и у психолога. Если ребёнок чрезмерно стеснителен, боится заявить о себе и выделиться — предложите ему встречу со специалистом. Не стоит прямо говорить: «Мы идём к психологу». Расскажите, что это будет интересная встреча, где ребёнок научится чему-то новому. Упор на игровую тематику — залог того, что ребёнок не испугается похода к специалисту.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученики могут записываться на консультацию к психологу, чтобы разбирать проблемы взросления, учебные ситуации, тревожные мысли и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector